Рынок упаковочных решений
Упаковка любой продукции – это первое, что видит покупатель, поэтому ее значение для продаваемости товара трудно преувеличить.
Упаковочные решения, такие как контейнеры, коробки для еды и др. – это продукты, которые являются частью повседневной жизни. Такие товары подходят для всех типов горячих, холодных, жидких и твердых продуктов.
Объем рынка
В последние годы рынок упаковочных решений в России динамично развивается. Главными «драйверами» рынка являются:
- Рост объемов пищевой промышленности;
- Рост рынка ресторанного и гостиничного бизнеса;
- Рост рынка ритейл-компаний;
- Персонализация упаковочных решений.
По данным на конец 2018 г. на производство упаковочных решений из бумаги и картона приходится большая доля российского рынка (36%). Ожидается, что сегмент будет расти из-за увеличения склонности потребителей к использованию продуктов из экологического сырья.
В России в течение последних 10 лет было запущено большое количество производственных мощностей, направленных на производство различных видов упаковки. Развитие российского рынка упаковочных решений происходит, в том числе, благодаря импортозамещению. В целом рынок обеспечивается за счет внутреннего производства.
Стабильный рост рынку упаковочных решений в России обеспечивает развитие операторов быстрого обслуживания и сопутствующая этому экспансия крупнейших международных брендов в регионы.
По данным Всемирной упаковочной организации (WPO) российский рынок упаковки входит в десятку крупнейших мировых рынков. В 2017 году российский рынок упаковки занимал 8-ое место в мире по масштабу, оборот в этом году оценили в 17 млн долл. США.
Спрос
Основными потребителями на рынке одноразовой посуды и упаковочных решений являются:
- Организации общественного питания;
- Организации гостиничного хозяйства;
- Ритейл-компании;
- Кейтеринговые компании.
На конец 2018 года наибольший спрос на рынке упаковочных решений в России приходится на бумажные стаканы (38%).
Структура спроса на одноразовую посуду и упаковку имеет сезонность и меняется в зависимости от времени года. Так, пластиковые стаканы активнее продаются летом, поскольку увеличивается спрос на различные холодные напитки (молочные коктейли, холодный кофе, пиво и т.д.). С наступлением холодов увеличиваются продажи стаканов из бумаги для горячих напитков.
Игроки
Так как российский рынок упаковочных решений в целом обеспечивается за счет собственного производства особая конкуренция отмечается между отечественными производителями и российскими компаниями с иностранным участием.
Отечественные компании:
- ООО «Формация»
- ООО «Объединенная упаковочная компания»;
- ООО «МБМ Дизайн»;
- ООО «Р.М.Пак».
Отечественные компании с иностранным участием:
- ООО «Хухтамаки С.Н.Г»;
- ООО «Паперскоп Рус».
Покупатели при выборе продукции того или иного производителя в большинстве своем обращают внимание на следующие факторы:
- Размер минимальной партии заказа;
- Условия поставки заказа;
- Возможность печати индивидуального дизайна (персонализация упаковки).
Тенденции развития рынка
На мировом рынке одноразовых упаковочных решений в настоящее время наблюдается сильный рост, связанный с растущими онлайн-заказами на питание и доставку на дом. Повышение интереса потребителей к гигиене является самым важным фактором, способствующим росту одноразовой пищевой промышленности. Наряду с гигиеной, приходит удобство переноски продуктов в легкой упаковке.
По оценкам экспертов, рынок упаковки будет увеличиваться со среднегодовым темпом прироста на 5,1% с 2015 года до 2021 года, составив 27 187 млн долл. США к 2021 году.
В настоящее время на рынке упаковочных решений уверенно растут следующие тенденции:
- Производство экологически безвредной упаковки, в которой доля материалов долгого распада не превышает 20%, а период полного разложения в природе занимает менее 1 года;
- Персонализация упаковки, а именно возможность нанесения логотипа, бренда компании - заказчика, что создает дополнительную рекламу.